Структура аналитического отчета
Введение.
-Теоретические
основания аналитической деятельности педагога -Анализ
результатов педагогической деятельности
-Планирование
деятельности на следующий период -Заключение
-Список
литературы
-Приложения
Структура «Введения»
-анализ
образовательной ситуации; -проблемы
и противоречия в деятельности педагога;
-актуальность
подходов к решению проблем;
-объект
и предмет анализа;
-цель
и задачи аналитического отчета.
Анализ
образовательной ситуации
Раздел «Анализ образовательной ситуации» содержит
характеристику собственной образовательной ситуации педагога (работа в
профильной школе, работа в условиях обычной школы, наличие в школе
коррекционных классов, отсутствие у учащихся мотивации к учебе или, наоборот,
наличие положительных мотивов к учению, наличием разноуровневого подхода,
работой с учениками разного уровня психического развития и т.д.)
Проблемы и противоречия в деятельности
педагога
В структурной части введения «Проблемы и
противоречия в деятельности педагога» учитель определяет, над какой проблемой
он работал в межаттестационный период, какое разрешал противоречие, возникшее в
его педагогической деятельности.
По практическому опыту мы знаем, что с
выделением проблем и противоречий, с их формулированием возникают затруднения,
особенно у молодых учителей.
Приводим примеры формулировки отдельных противоречий и проблем и
способов их разрешения:
-между
уровнем развития учащихся и уровнем требований ГОС и разрешение через создание
адаптивного учебно-методического комплекса;
-между
стандартизацией и индивидуализацией процесса обучения и разрешение через
разноуровневый процесс обучения;
-между
личностными потребностями учащихся и потребностями общества через
личностно-ориентированное обучение;
Проблемы и противоречия в деятельности
педагога
-между
фронтальными и индивидуальными формами обучения разрешение через использование
диалоговых форм обучения;
-между
содержанием учебной программы и учебного плана и разрешение через оптимальное
соотношение федерального, регионального и школьного компонентов;
-противоречие
между учебным планом школы и индивидуальным планом учащегося и разрешение через
индивидуализированное обучение;
-между
обученностью (воспитанностью) учащегося и требованиями стандарта и разрешение
через социально-педагогический комплекс воздействия;
-между
высоким и низким уровнем обучаемости учащихся и разрешение через разноуровневый
подход к обучению;
-между
педагогической практикой и психологической теорией и разрешение через повышение
психолого-педагогической культуры учителя и учащихся.
Объект и предмет анализа
Во введении к аналитическому отчету
педагог выделяет «Объект и предмет анализа».
Объект анализа
– это элемент собственной образовательной ситуации педагога (психолого-педагогические
условия мотивации обучения, существующий учебно-методический комплекс, переход
с линейной на концентрическую систему обучения, учебная деятельность учащихся с
низким уровнем психического развития в условиях общеобразовательной школы,
непрерывное образование в рамках общеобразовательной школы – вопросы
преемственности и т.д.)
Предмет
анализа – это часть исследуемого объекта, обычно совпадает с разрешаемым
противоречием и способами его разрешения.
Цель и задачи аналитического отчета
Цель – это исследование объекта
(«изучить…», «осмыслить…», «разработать…», «создать…»).
Задачи– это пути разрешения проблем и
противоречий («создать адаптивный учебно-методический комплекс», «развивать
диалоговую форму обучения», «разработать авторскую модель разноуровневого
обучения» и т.д.)
Теоретические основания аналитической
деятельности педагога
В
данной части аналитического отчета выделяются следующие структурные элементы:
-описание
сущности объекта анализа;
-теоретико-методологические
основания концепции педагога;
-подходы
к анализу выделенного предмета;
-критерии
оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в
объекте анализа).
Описание сущности объекта анализа
Рекомендуется
начинать со слов: «В качестве объекта анализа мною выбраны…(повторить из
«Введения»).
Характеристика сущности объекта проводится по следующим параметрам:
-уровень
дифференциации по социально-психологическому признаку («в школе есть классы
выравнивания»);
-уровень
индивидуализации процесса обучения («в школе есть классы, где учатся дети
разного уровня психического развития»);
-уровень
вариативности («школа характеризуется разными типами педагогических технологий:
адаптивно-репродуктивными, проблемными, творческими, оптимальным сочетанием разных
педагогических технологий»);
-уровень
информативности (уровень предъявления учебного содержания): на эмпирическом
уровне, на теоретическом уровне, на метатеоретическом уровне;
-уровень
оперативности (уровень индивидуального стиля деятельности ребенка: по алгоритму
– по жесткому предписанию, по идее – в научно-поисковой деятельности);
-уровень
креативности (уровень самореализации личности): знаниевый уровень, развивающий
уровень, структурный уровень (формирование системы ценностей).
Теоретико-методологические основания
концепции педагога
Эта часть работы начинается со слов :
«Для исследования объекта анализа мною использована следующая совокупность
теоретических конструкций и идей:…». Перечисляются идеи современной философии
(гуманистических подход), психологии (теории развивающего обучения Л.В.Занкова,
В.В. Давыдова; личностно-ориентированного обучения; теория К.Р.Роджерса
«свободы учения» и т.д.), частные методики (перечислить).
Подходы к анализу выделенного объекта
Из комплекса использованных
психолого-дидактических и педагогических теорий необходимо выбрать наиболее
оптимальные для авторской концепции.
Критерии оценки (показатели
эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа)
Здесь необходимо установить соответствие
между предметом анализа (разрешение противоречия и способы его разрешения) и
эффективностью деятельности. Например, при
разрешении противоречия между уровнем развития учащихся и требованиями
стандарта, критериями будут: формы реализации, уровень содержания стандарта;
уровень воспитанности, развития учащихся.
Анализ результатов педагогической
деятельности
В
данной главе необходимо осветить следующие вопросы:
-методики
сбора и обработки информации;
-результаты
педагогического процесса, выраженные в показателях;
-факторы,
повлиявшие на данные результаты;
-условия
педагогической деятельности, повышающие качество образования;
-выводы
о соответствии результатов и цели педагогической деятельности.
Методики сбора и обработки информации
-Психометрия;
-социометрия;
-педагогическая
квалиметрия;
-наблюдение,
эксперимент.
Результаты педагогического процесса,
выраженные в показателях
-квалификация;
-профессионализм;
-продуктивность.
Факторы, повлиявшие на данные результаты
Анализируются
две группы факторов:
-объективные
(уровень психологического развития учащихся, социальный статус учащихся,
материально-техническая база ОУ, уровень содержания стандарта);
-субъективные
(индивидуальный стиль учителя, учебная деятельность учащихся, уровень
межличностного общения ).
Условия педагогической деятельности,
повышающие качество образования
Объективные
( они меньше всего зависят от педагога , например, материально-техническая база
ОУ) ;
- субъективные
( повышение профессионального потенциала учителя - использование новых
технологий, новых форм организации учебного процесса;
- совершенствование
личностного потенциала – совершенствование отношений, новый уровень общения с
учениками, родителями, коллегами).
Выводы о соответствии результатов и цели
педагогической деятельности
Подводится
итог: какая часть результатов соответствует цели полностью, какая – частично, а
какая – слабо, и что переносится на следующий период педагогической
деятельности.
Планирование деятельности на следующий
период
Прежде
всего, вычленяются проблемы и трудности деятельности педагога в
межаттестационный период: «В межаттестационный период мне приходилось разрешать
следующие противоречия… Удалось найти механизм разрешения …(указать
противоречие) через…(указать способы разрешения). Неразрешенными остались
противоречия …(сформулировать), которые обусловили проблемы на следующий
период, отражающие полученные результаты и соответствующие выводы.
Цель на следующий период Исследование
оставшегося неизученным объекта.
Задачи на следующий период
Определяются задачи на следующий период
(исследование предмета – основного направления педагогической
деятельности).Например, «разработка авторской технологии», «совершенствование
своей педагогической системы», «совершенствование отдельных элементов системы
(программы, методов, приемов, форм)»Выделяются этапы совершенствования
педагогической деятельности педагога
|