Понедельник, 23.10.2017, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт

учителя - логопеда Лутовой Е.Ю. 


Каталог файлов

Главная » Файлы » для педагогов » в помощь педагогам

Методология составления аналитического отчёта за межаттестационный период.
21.12.2012, 21:17
Структура аналитического отчета

 Введение.

-Теоретические основания аналитической деятельности педагога

-Анализ результатов педагогической деятельности

-Планирование деятельности на следующий период

-Заключение

-Список литературы

-Приложения

Структура «Введения»

-анализ образовательной ситуации;

-проблемы и противоречия в деятельности педагога;

-актуальность подходов к решению проблем;

-объект и предмет анализа;

-цель и задачи аналитического отчета.

Анализ образовательной ситуации

 Раздел «Анализ образовательной ситуации» содержит характеристику собственной образовательной ситуации педагога (работа в профильной школе, работа в условиях обычной школы, наличие в школе коррекционных классов, отсутствие у учащихся мотивации к учебе или, наоборот, наличие положительных мотивов к учению, наличием разноуровневого подхода, работой с учениками разного уровня психического развития и т.д.)

 Проблемы и противоречия в деятельности педагога

       В структурной части введения «Проблемы и противоречия в деятельности педагога» учитель определяет, над какой проблемой он работал в межаттестационный период, какое разрешал противоречие, возникшее в его педагогической деятельности.

       По практическому опыту мы знаем, что с выделением проблем и противоречий, с их формулированием возникают затруднения, особенно у молодых учителей.

      Приводим примеры формулировки отдельных противоречий и проблем и способов их разрешения:

-между уровнем развития учащихся и уровнем требований ГОС и разрешение через создание адаптивного учебно-методического комплекса;

-между стандартизацией и индивидуализацией процесса обучения и разрешение через разноуровневый процесс обучения;

-между личностными потребностями учащихся и потребностями общества через личностно-ориентированное обучение;

Проблемы и противоречия в деятельности педагога

-между фронтальными и индивидуальными формами обучения разрешение через использование диалоговых форм обучения;

-между содержанием учебной программы и учебного плана и разрешение через оптимальное соотношение федерального, регионального и школьного компонентов;

-противоречие между учебным планом школы и индивидуальным планом учащегося и разрешение через индивидуализированное обучение;

-между обученностью (воспитанностью) учащегося и требованиями стандарта и разрешение через социально-педагогический комплекс воздействия;

-между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся и разрешение через разноуровневый подход к обучению;

-между педагогической практикой и психологической теорией и разрешение через повышение психолого-педагогической культуры учителя и учащихся.

Объект и предмет анализа

       Во введении к аналитическому отчету педагог выделяет «Объект и предмет анализа».

        Объект анализа – это элемент собственной образовательной ситуации педагога (психолого-педагогические условия мотивации обучения, существующий учебно-методический комплекс, переход с линейной на концентрическую систему обучения, учебная деятельность учащихся с низким уровнем психического развития в условиях общеобразовательной школы, непрерывное образование в рамках общеобразовательной школы – вопросы преемственности и т.д.)

     Предмет анализа – это часть исследуемого объекта, обычно совпадает с разрешаемым противоречием и способами его разрешения.

 Цель и задачи аналитического отчета

Цель – это исследование объекта («изучить…», «осмыслить…», «разработать…», «создать…»).

Задачи– это пути разрешения проблем и противоречий («создать адаптивный учебно-методический комплекс», «развивать диалоговую форму обучения», «разработать авторскую модель разноуровневого обучения» и т.д.)

 Теоретические основания аналитической деятельности педагога

В данной части аналитического отчета выделяются следующие структурные элементы:

-описание сущности объекта анализа;

-теоретико-методологические основания концепции педагога;

-подходы к анализу выделенного предмета;

-критерии оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа).

 Описание сущности объекта анализа

Рекомендуется начинать со слов: «В качестве объекта анализа мною выбраны…(повторить из «Введения»).

       Характеристика сущности объекта проводится по следующим параметрам:

-уровень дифференциации по социально-психологическому признаку («в школе есть классы выравнивания»);

-уровень индивидуализации процесса обучения («в школе есть классы, где учатся дети разного уровня психического развития»);

-уровень вариативности («школа характеризуется разными типами педагогических технологий: адаптивно-репродуктивными, проблемными, творческими, оптимальным сочетанием разных педагогических технологий»);

-уровень информативности (уровень предъявления учебного содержания): на эмпирическом уровне, на теоретическом уровне, на метатеоретическом уровне;

-уровень оперативности (уровень индивидуального стиля деятельности ребенка: по алгоритму – по жесткому предписанию, по идее – в научно-поисковой деятельности);

-уровень креативности (уровень самореализации личности): знаниевый уровень, развивающий уровень, структурный уровень (формирование системы ценностей).

 Теоретико-методологические основания концепции педагога

      Эта часть работы начинается со слов : «Для исследования объекта анализа мною использована следующая совокупность теоретических конструкций и идей:…». Перечисляются идеи современной философии (гуманистических подход), психологии (теории развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В. Давыдова; личностно-ориентированного обучения; теория К.Р.Роджерса «свободы учения» и т.д.), частные методики (перечислить).

 Подходы к анализу выделенного объекта

       Из комплекса использованных психолого-дидактических и педагогических теорий необходимо выбрать наиболее оптимальные для авторской концепции.

 Критерии оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа)

       Здесь необходимо установить соответствие между предметом анализа (разрешение противоречия и способы его разрешения) и эффективностью деятельности. Например, при разрешении противоречия между уровнем развития учащихся и требованиями стандарта, критериями будут: формы реализации, уровень содержания стандарта; уровень воспитанности, развития учащихся.

 Анализ результатов педагогической деятельности

В данной главе необходимо осветить следующие вопросы:

-методики сбора и обработки информации;

-результаты педагогического процесса, выраженные в показателях;

-факторы, повлиявшие на данные результаты;

-условия педагогической деятельности, повышающие качество образования;

-выводы о соответствии результатов и цели педагогической деятельности.

 Методики сбора и обработки информации

-Психометрия;

-социометрия;

-педагогическая квалиметрия;

-наблюдение, эксперимент.

 Результаты педагогического процесса, выраженные в показателях

-квалификация;

-профессионализм;

-продуктивность.

 Факторы, повлиявшие на данные результаты

Анализируются две группы факторов:

-объективные (уровень психологического развития учащихся, социальный статус учащихся, материально-техническая база ОУ, уровень содержания стандарта);

-субъективные (индивидуальный стиль учителя, учебная деятельность учащихся, уровень межличностного общения ).

 Условия педагогической деятельности, повышающие качество образования

Объективные ( они меньше всего зависят от педагога , например, материально-техническая база ОУ) ;

- субъективные ( повышение профессионального потенциала учителя - использование новых технологий, новых форм организации учебного процесса;

- совершенствование личностного потенциала – совершенствование отношений, новый уровень общения с учениками, родителями, коллегами).

 Выводы о соответствии результатов и цели педагогической деятельности

Подводится итог: какая часть результатов соответствует цели полностью, какая – частично, а какая – слабо, и что переносится на следующий период педагогической деятельности.

 Планирование деятельности на следующий период

Прежде всего, вычленяются проблемы и трудности деятельности педагога в межаттестационный период: «В межаттестационный период мне приходилось разрешать следующие противоречия… Удалось найти механизм разрешения …(указать противоречие) через…(указать способы разрешения). Неразрешенными остались противоречия …(сформулировать), которые обусловили проблемы на следующий период, отражающие полученные результаты и соответствующие выводы.

Цель на следующий период

Исследование оставшегося неизученным объекта.

Задачи на следующий период

     Определяются задачи на следующий период (исследование предмета – основного направления педагогической деятельности).Например, «разработка авторской технологии», «совершенствование своей педагогической системы», «совершенствование отдельных элементов системы (программы, методов, приемов, форм)»Выделяются этапы совершенствования педагогической деятельности педагога

Категория: в помощь педагогам | Добавил: LL
Просмотров: 17531 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 4.7/20
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты