Среда, 24.04.2024, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт

учителя - логопеда Лутовой Е.Ю. 


Каталог статей

Главная » Статьи » для родителей » постановка

Шипящие звуки.

        В норме становление  правильного произношения мягких шипящих происходит к четырём годам, а твёрдых шипящих  к пяти  годам (М. Ф. Фомичева). Именно  к старшей  группе детского сада (5 – 6 лет)  произношение  шипящих звуков  считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения,  артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения  шипящих звуков .  

       Правильная артикуляция  шипящих звуков :  

- Ш  - губы чуть округлены ,кончик языка поднят за верхние зубы,  боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий

- Ж – так же, как ш, только голосок проснулся. Горлышко дрожит. Ж– согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.

- Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко. Звук Ч – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

- Щ - губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.  

       Недостатки в произношении шипящих звуков в ряде случаев аналагичны недостаткам свистящих: межзубное, щёчное, боковое. Кроме этого: «нижнее» произношение звуков Ш, Ж ( щель образуется между передней частью спинки языка и с твёрдым нёбом, напоминает звук Щ), заднеязычное (щель образуется сближением задней  части спинки языка и с твёрдым нёбом), замены на другие шипящие или свистящие звуки.

  • Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной 

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука [ш] на базе звука [ч]

Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

  • Постановка звука [ж] 

Постановка звука [ж] по подражанию


Предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); воспроизведение артикуляционного уклада, зрительный контроль за правильной артикуляцией, тёплая воздушная струя, включение голоса.

 

Постановка звука [ж] на базе звука [ш]

Произнести звук [ш] , добавив голос, в результате должен получится звук [ж].

 

Постановка звука [ж] на базе звука [д] 

По аналогии с [ш]

 

Постановка звука [ж] на базе звука [з]
Длительно произносить звук [з], при помощи шпателя приподнять  широкий язык за верхние зубы и отодвинуть его назад.

Постановка звука [ж] на базе звука [р]

Длительно произносить звук [р]. Шпателем прикоснутся к нижней поверхности языка, останавливая вибрацию передней части языка, в результате должен получится звук [ж].

  • Постановка звука [ч]

Постановка звука [ч] по подражанию
- Произношение звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.

- Упражнение "Грибок" /присосать широкий язык  всей плоскостью к нёбу/ и резко выдохнуть, в результате должен получиться  звук [ч].

 

Постановка звука [ч] на базе сочетания [ть]

В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. Губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук [ч].

Постановка звука [ч] на базе сочетания звуков [ть - шь]

Произносить на выдохе сочетание звуков [ть] и [шь] - тьшь - сначала медленно, затем всё убыстряя темп.

  • Постановка звука [щ]

Постановка звука [щ] по подражанию

Произношение звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змейка и т.п.), одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.

Постановка звука [щ] на базе звука [ч]

При правильном произношении звука, предлагается длительно произносить звук [ч]  ч = чщщщ....

 

Постановка звука [ч] на базе слога  [си]

 

Произношение слогов си/ась. Во время произношения слогов шпателем слегка приподнять кончик языка,  отодвигая его назад, в результате должен получиться звук ].

 

 

    Упражнения на постановку  шипящих звуков:

-"Загнать мяч в ворота" Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).  

-"Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и. как бы произнося длительный звук Ф. сдуть ватку на противоположный край стола.  

-"Змейка" Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.  

-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.  

-"Трубочка" Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

-"Вкусное варенье" Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  

-"Чашечка" Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.             

-«Маляр»  Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).  

-"Лошадка" Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.  

-"Грибок" Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.  

 

 

 

 

 

 

Категория: постановка | Добавил: LL (26.07.2012)
Просмотров: 10513 | Рейтинг: 4.9/9
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты