В норме становление правильного произношения свистящих звуков происходит к четырём годам (М.Ф. Фомичева). Именно в средней группе детского сада ( 4 – 5 лет) исчезает замена шипящих и свистящих звуками Т и Д, произношение свистящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения свистящих звуков.
- С – губы улыбаются, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются в верхним зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель, по середине языка идёт сильная, холодная воздушная струя, голосовые связки не вибрируют. Звук « С» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
- СЬ – губу растягиваются больше, чем при произношении С, передняя часть спинки языка выше поднимается к верхним бугорочкам и чуть - чуть перемещается ближе к бугорочкам. Звук «СЬ» - согласный, мягкий, глухой, свистящий.
- З – как С, голосовые связки вибрируют Звук «З»- согласный, твёрдый, звонкий., свистящий.
- ЗЬ – как СЬ, голосовые связки вибрируют. Звук «ЗЬ» - согласный, мягкий, звонкий, свистящий.
- Ц – сложный звук ( от ТС), губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с бугорками (альвеолами) . Под давлением воздушной струи смычка разрывается, голосок спит, выдыхаемая струя воздуха сильная, отрывистая, холодная. Звук «Ц» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
Основные виды сигматизма: межзубный ( язык находится между зубов), губно – зубной ( участие в образовании звука нижней губы, поэтому акустический эффект при искажении С близок к звуку Ф), боковой (боковые края языка не прилегают к коренным зубам, поэтому выдыхаемая струя воздуха проходи не по средней линии, а через боковую щель), призубный (язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышатся звуки Т или Д),шипящий ( язык принимает артикуляцию, характерную для Ш).
Постановка свистящих.
При постановке использовать зрительный /зеркало/, слуховой, тактильный /рукой - воздушная струя/ контроль
1. От протяжного произношения И ИИИИСССС
2. Язык в положении "Горка" и лёгкий выдох ССССС
1. При межзубном сигматизме /язык выставляется между зубками/
1.1. Предложить сжать зубы и не разжимая их протяжно произнести фонему С - зрительный контроль перед зеркалом, держать между зубками уголок твёрдой бумаги /спичку, палочку/
1.2. Механический способ: зондом нажать на кончик языка несколько опустив его за нижние зубы. Придерживать язык в таком положении пока не появится и закрепится изолированый / один звук/ звук (можно произносить и слоги)
2. При губно - зубном / нижняя губка поднимается вверх, звук С похож на звук Ф)
2.1. Прежде всего показать ребёнку, что в момент произношения произнесения звука С нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.
2.2. Использовать механический способ в виде лёгкого отжимания нижней губы шпателем книзу.
2.3. Следует проделывать упражнение в протяжном произношении фонемы С, а также простейших слогов и слов, которые с неё начинаются.
3. При призубном сигматизме /звук С похож как Т или Д/.
3.1.В простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным её произношением.
3.2.Использовать межзубное произношение (не забывайте, что межзубное произношение затем надо будет тоже исправить). Хорошую помощь может оказать ощущение ребёнком на тыльной поверхности кисти сильной и холодной струи воздуха (косо направленной вниз).
3.3.В более трудных случаях используется механическая помощь, с помощью зонда (или шпателя) удерживать кончик языка у нижних зубов, сохраняя при этом минимальное расстояние между зубами.
4. При боковом сигматизме /слышится неприятный "хлюпающий " звук/
Необходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образовании по его середине продольного желобка.
4.1.В качестве базы использовать звук Т если он правильный:
а) произносить т с придыханием. После взрыва должен быть слышен английский звук Q. Наличие придыхания контролировать при помощи струи воздуха на кисть руки;
б) предложить ребёнка проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в дёсны нижних резцов;
в) если произвольное удержание кончика языка за нижними зубами окажется непосильным, можно использовать зонд.
4.2.В более трудных случаях 4 этапа:
-дутьё в трубочку,
- межзубное произношение (широкий язык между зубами, края примыкают к уголкам рта) ФФФ;
- межзубное произношение;
-зазубная артикуляция.
4.3. Опора на фонему Ф. Протяжно произнести Ф..., а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперёди уперев его кончиком в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме Ф должен присоединиться свистящий шум.
4.4.Опора на фонему Х (если она правильная). Ребёнку предлагают шёпотом произнести сочетание ИХИ, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. часто при этом отчётливо слышится звук, близкий к СЬ (когда укрепится, следует обратиться к различению С=СЬ)
5.При шипящем сигматизме (вместо С, слышится Ш): необходимо отучить ребёнка от привычки напрягать язык и оттягивать его вглубь рта. С помощью артикуляционной гимнастики добиваться правильного положения языка. В тудных случаях нужно установить мезубное произношение, азатем перевести к зазубному.
6. Носовое произношение звука С.
Выполнять артикуляционные упражнения, направлять струю воздуха в рот, закрывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба и усвоением правильной артикуляции языка:
- формирование выдоха воздушной струи через середину ротой полости;
- межзубное произношение;
- правильное зазубное произношение.
Постановка звука З.
Звук "З" по положению органов артикуляции очень похож на звук "С". Разница заключается в том, что звук "З" является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука "З" он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.
- по подражанию:
- произношение звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.), одновременно используем зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные осязательные) ощущения;
- от артикуляционного уклада:
- воспроизвести артикуляционный уклад, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса, в результате должен получиться нормированный звук;
- от опорного звука:
- произнести звук "С" и добавить голос.
Постановка звука Ц.
- по подражанию:
- поднести палец ко рту - ТС -Ц -Ц (Тихо!);
- останавливается паровоз - ТС - Ц - Ц.
- с механической помощью:
- кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажаты зубами и остаются зажатыми в момент вдоха и выдоха. Вдохнуть, выдохнуть воздух коротким сильным толчком, с помощью шпателя "отрываем" кончик языка от нижних передних зубов. Слышится короткий звук Ц,
- удерживать шпателем широкий кончик языка за нижними зубами или поместить зонд между передней частью спинки языка и зубами, произношение слога ТА. В момент произнесения взрывного элемента слога взрослый слегка нажимает на язык, отодвигая его назад.
- от опорных звуков:
- быстро произносит звуки Т и С. Взрослому можно поднести руки ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произношении звука Ц, он ощутил один "удар" воздушной струи,
- широкий кончик языка между зубами, из данного положения произносить слог АТ и подуть (АТ-Т-Т-Т).
Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков:
- "Построим забор"Улыбнуться, показав сближенные верхние и нижние зубы и удерживать в данном положении под счёт от 5 до 10 сек.
-"Накажем непослушный язычок2 приоткрыть рот, свободно положить язык на нижнюю губу и сказать "пя - пя - пя". Удерживать спокойный широкий язык от5 до 10 сек.
-"Змейка" Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
-"Почистим зубки" Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
-"Горка" Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 - 15 сек (если подуть, получится звук С).
"Катушка" Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.
Упражнения, вырабатывающие плавную, длительную непрерывную струю, идущую посередине языка:
-"Загнать мяч в ворота" Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).
-"Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.
-То же но положить на середину языка шпатель (тонкую палочку, спичку без головки) и надавить до образования канаки, губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, вдохнуть, с силой выдувать воздух. Контроль ладонью руки или бумажной полоской.
- Дутьё в положении "Горка":
а)произносим ИИИИСССС
б) удерживая кончиком языка бумажный листочек за нижними зубами подуть ....ССС
в) дуть в пузырёк.
|