Четверг, 28.03.2024, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт

учителя - логопеда Лутовой Е.Ю. 


Каталог статей

Главная » Статьи » для родителей » постановка

Свистящие звуки.

    В норме становление  правильного произношения свистящих звуков происходит к четырём годам (М.Ф. Фомичева). Именно  в средней группе детского сада ( 4 – 5 лет) исчезает замена шипящих и свистящих звуками Т и Д, произношение свистящих  звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения,  артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения свистящих звуков. 

- С – губы улыбаются, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются в верхним зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель, по середине языка идёт сильная, холодная воздушная струя, голосовые связки не вибрируют. Звук « С» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.  

- СЬ – губу растягиваются больше, чем при произношении С, передняя часть спинки языка выше поднимается к верхним бугорочкам и чуть  - чуть перемещается ближе к бугорочкам. Звук «СЬ» - согласный, мягкий, глухой, свистящий.

- З – как С, голосовые связки  вибрируют Звук «З»-  согласный, твёрдый, звонкий., свистящий.

- ЗЬ – как СЬ, голосовые связки  вибрируют. Звук «ЗЬ» - согласный, мягкий, звонкий, свистящий.

- Ц – сложный звук ( от ТС), губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть  спинки языка выгибается  и образует смычку с бугорками (альвеолами) . Под давлением воздушной струи смычка разрывается, голосок спит, выдыхаемая струя воздуха сильная, отрывистая, холодная.  Звук «Ц» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.        

Основные виды сигматизма: межзубный ( язык находится между зубов), губно – зубной ( участие в образовании звука нижней губы, поэтому акустический эффект при искажении С близок к звуку Ф), боковой (боковые края языка не прилегают к коренным зубам, поэтому выдыхаемая струя воздуха проходи не по средней линии, а через боковую щель), призубный (язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышатся звуки Т или Д),шипящий ( язык принимает артикуляцию, характерную для Ш). 

Постановка свистящих.

При постановке использовать зрительный /зеркало/, слуховой, тактильный /рукой - воздушная струя/ контроль

1. От протяжного произношения И ИИИИСССС

2. Язык в положении "Горка" и лёгкий выдох  ССССС

1. При межзубном сигматизме /язык выставляется между зубками/

1.1. Предложить сжать зубы и не разжимая их протяжно произнести фонему С - зрительный контроль перед зеркалом,  держать  между зубками уголок твёрдой бумаги /спичку, палочку/

1.2. Механический способ: зондом нажать на кончик языка несколько опустив его за нижние зубы. Придерживать язык в таком положении пока не появится и закрепится изолированый / один звук/ звук (можно произносить и слоги)

2. При губно - зубном / нижняя губка поднимается вверх, звук С похож на звук Ф)

2.1. Прежде всего показать ребёнку, что в момент произношения произнесения звука С нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.

2.2. Использовать  механический способ в виде лёгкого отжимания нижней губы шпателем книзу.

2.3. Следует проделывать упражнение в протяжном произношении фонемы С, а также простейших слогов и слов, которые с неё начинаются.

3. При призубном сигматизме /звук С похож как Т или Д/.

3.1.В простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным её произношением.

3.2.Использовать межзубное произношение (не забывайте, что межзубное произношение затем надо будет тоже исправить). Хорошую помощь может оказать ощущение ребёнком на тыльной поверхности кисти сильной и холодной струи воздуха (косо направленной вниз).

3.3.В более трудных случаях используется механическая помощь, с помощью зонда (или шпателя) удерживать кончик языка у нижних зубов, сохраняя при этом минимальное расстояние между зубами.

4. При боковом сигматизме /слышится неприятный "хлюпающий " звук/

Необходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образовании по его середине продольного желобка.

4.1.В качестве базы использовать звук Т если он правильный:

а) произносить т с придыханием. После взрыва должен быть слышен английский звук Q. Наличие придыхания контролировать при помощи струи воздуха на кисть руки;

б) предложить ребёнка проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в дёсны нижних резцов;

в) если произвольное удержание кончика языка за нижними зубами окажется непосильным, можно использовать зонд.

4.2.В более трудных случаях 4 этапа:

-дутьё в трубочку,

- межзубное произношение (широкий язык между зубами, края примыкают к уголкам рта) ФФФ;

- межзубное произношение;

-зазубная артикуляция.

4.3. Опора на фонему Ф. Протяжно произнести Ф..., а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперёди уперев его кончиком в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме Ф должен присоединиться свистящий шум.

4.4.Опора на фонему Х (если она правильная). Ребёнку предлагают шёпотом произнести сочетание ИХИ, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. часто при этом отчётливо слышится звук, близкий к СЬ (когда укрепится, следует обратиться к различению С=СЬ)

5.При шипящем сигматизме (вместо С, слышится Ш): необходимо отучить ребёнка от привычки напрягать язык и оттягивать его вглубь рта. С помощью артикуляционной гимнастики добиваться правильного положения языка. В тудных случаях нужно установить мезубное произношение, азатем перевести к зазубному.

6. Носовое произношение звука С.

Выполнять артикуляционные упражнения, направлять струю воздуха в рот, закрывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба и усвоением правильной артикуляции языка:

- формирование выдоха воздушной струи через середину ротой полости;

- межзубное произношение;

- правильное зазубное произношение.

Постановка звука З.

Звук "З" по положению органов артикуляции очень похож на звук "С". Разница заключается в том, что звук "З" является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука "З" он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

- по подражанию:

           - произношение звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.), одновременно используем зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные осязательные) ощущения;

- от артикуляционного уклада:

          - воспроизвести артикуляционный уклад, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса, в результате должен получиться нормированный звук;

- от опорного звука:

          - произнести звук "С" и добавить голос.

Постановка звука Ц.

- по  подражанию:

           - поднести палец ко рту - ТС -Ц -Ц (Тихо!);

           - останавливается паровоз - ТС - Ц - Ц.

-  с механической помощью:

         - кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка  языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажаты зубами и остаются зажатыми в момент вдоха и выдоха. Вдохнуть, выдохнуть воздух коротким сильным толчком, с помощью шпателя "отрываем" кончик языка от нижних передних зубов. Слышится короткий звук Ц,

      - удерживать шпателем широкий кончик языка за нижними зубами или поместить зонд между передней частью спинки языка и зубами, произношение слога ТА. В момент произнесения взрывного элемента слога взрослый слегка нажимает на язык, отодвигая его назад.

- от опорных  звуков:

         - быстро произносит звуки Т и С. Взрослому можно поднести руки ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произношении звука Ц, он ощутил один "удар" воздушной струи,

           - широкий кончик языка между зубами, из данного положения произносить слог АТ и подуть (АТ-Т-Т-Т).

Подготовительные упражнения для постановки   свистящих звуков:  

- "Построим забор"Улыбнуться, показав сближенные верхние и нижние зубы и удерживать в данном положении под счёт от 5 до 10 сек.

-"Накажем непослушный язычок2 приоткрыть рот, свободно положить язык на нижнюю губу и сказать "пя - пя - пя". Удерживать спокойный широкий язык от5 до 10 сек.

-"Змейка" Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать  вглубь рта.  

-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

-"Почистим зубки" Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

-"Горка" Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 - 15 сек (если подуть, получится звук С).  

"Катушка" Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

Упражнения, вырабатывающие плавную, длительную непрерывную струю, идущую посередине языка: 

-"Загнать мяч в ворота" Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).  

-"Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.  

-То же но положить на середину языка шпатель (тонкую палочку, спичку без головки) и надавить до образования канаки, губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, вдохнуть, с силой выдувать воздух. Контроль ладонью руки или бумажной полоской.

- Дутьё в положении "Горка":

а)произносим ИИИИСССС

б) удерживая кончиком языка бумажный листочек за нижними зубами подуть ....ССС

в) дуть в пузырёк.

 

 

 

Категория: постановка | Добавил: LL (25.07.2012)
Просмотров: 17511 | Рейтинг: 4.8/16
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты