В устной речи любого народа можно встретить короткие
стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная
всем "Сорока-Ворона... ".
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев,
сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже
в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ
доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие
детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой
гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный
фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребенка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно
его распределять.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию
поможет яркий рисунок на правой странице).
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев
всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории
(пример смотрите далее).
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Упражнения будут полезны не только детям с задержкой в
развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое
развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с
трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой
гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны
и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей
рук и пальцев:
поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения в
пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и
совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При
этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить:
катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного
размера;
рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или
пластилина;
перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие
предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при
регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Пальчиковая гимнастика:
Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы
ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и
правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите
малышу или научите его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не
предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя
одновременно.
Когда упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять
следующие игровые задания:
Запоминать и повторять серию движений по словесной
инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: "Коза" - "Улитка". Ребёнок переключается с
позиции "коза" на позицию "улитка" (3-4 раза). Можно предлагать любую последовательность упражнений.
"Рассказывать руками" маленькие истории, сказки и
стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете
сочинить свою историю малышу.
Например: "В одном чудесном месте протекала речка
(изображаем "речку"). В ней жила маленькая рыбка (изображаем
"рыбку"). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение
"пароход"), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу
реки ("река"), росло дерево (упражнение "дерево") и т. д.
Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам
сторицею!
Желаем успеха!
|