Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он
научится. Тон беседы задаете вы сами - голосом, жестами, отношением.
Если вы хотите, чтобы малыш раскрыл все
заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие,
доброжелательные отношения.
1.Разговор с самим собой.
Когда ребенок рядом, начните
вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Вы стираете,
застилаете постель, вытираете пыль - говорите обо всем этом. Но говорить нужно
короткими, простыми предложениями медленно и отчетливо.
2.Параллельный разговор и называние предметов.
На этот раз вы говорите о том,
что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, нюхает,
слышит или чувствует. Таким образом, вы подсказываете ребенку слова, выражающие
его опыт. Позже он воспользуется ими.
3.Распространение.
Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком - делайте его предложения
распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за вами, достаточно
того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с
использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно
подготовите его к переходу на следующую стадию развития.
4. Объяснение.
Объясняйте ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающийся
обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и
запоминать, что следует делать приближающейся ситуации, особенно если взрослые
объясняют, почему мы это делаем. Ребенок получает важную информацию о
планировании, саморегуляции, окончании действия.
5.Открытые вопросы и ответы.
Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют
развитию. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает: «Что это?» В ответ
взрослый спрашивает: «А что ты видишь?», тем самым давая возможность ребенку
поговорить о листиках, птичках на дереве.
Открытые вопросы и ответы развивают разговорные умения.
6.Подпорки.
Используйте игры, для того, чтобы развивать речь ребенка. Пытайтесь
активизировать участие ребенка в игре, пропуская последнее слово в знакомом
стишке, чтобы его произнес сам ребенок.
По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке
взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не
пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.
Говорите
медленно и четко, используя простые понятные предложения. Медленная речь дает
ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить
новые слова.
|