Поначалу
артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен
видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный
момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция -
автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие
обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если
некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте
повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не
получается, давай вместе попробуем".
Чтобы ребёнок
научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и
гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать
многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться
артикуляционная гимнастика.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО
ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться
говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут
уже подготовлены.
-
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но
вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым
- научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое
произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ?
Сначала знакомим ребёнка с основными
положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он
должен повторять упражнения2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью
карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса,
дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ: -Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После
того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку
наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он
находится (вверху или внизу)?
-Затем темп упражнений можно увеличить
и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения
выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
-Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно
следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
-К детям 4-5 лет требования повышаются:
движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. -В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют
упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время
без изменений.
-Если во время занятий язычок у ребёнка
дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать
нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на
расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и
начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно
добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное
произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной,
хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей
готовности ребёнка к школьному обучению!
Будьте терпеливы,
ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7
минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
|