Четверг, 18.04.2024, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт

учителя - логопеда Лутовой Е.Ю. 


Каталог статей

Главная » Статьи » для родителей » коррекция звукопроизношения

Развитие речи детей

Первая младшая группа (дети от двух до трёх лет)

Словарь.

     Период от двух до трёх лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей.

     На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребёнком, но и окружающие начинают понимать его речь. Но всё, же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги ("клой" - открой), а при стечении согласных один звук ("тул" - стул); вставляют лишние звуки в слово и т.д.

Грамматический строй.    

   На третьем году жизни ребёнок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как односложными предложениями ("Мосьно?" - Можно?), так и предложениями из нескольких слов. Однако речь детей ещё очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных ("Куда папа посола?" - Куда папа пошёл?),  в числе и падеже ("Вот лубасек" - Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги ("Миса сидит кусит" - Миша сидит и кушает).  

Звукопроизношение.

    О произносительной стороне речи ребёнка можно судить лишь тогда, когда у него накапливается значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ), губно - зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ), переднеязычные (Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Щ,Ч, Ж) и сонорные (Р, РЬ, Л) он обычно пропускает, или заменяет.

Вторая младшая группа (дети от трёх до четырёх лет)

Словарь.

     На четвёртом году жизни у детей непрерывно идёт процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Если в два года словарный запас у ребёнка составляет 250 - 300 слов, то в тир года он. Как правило, увеличивается до 800 - 1000 слов.

     У детей трёх лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения  слов ("сипед" - велосипед); перестановки слогов в слове ("замукальные" - музыкальные); перестановки звуков в слове ("певрый" - первый); пропуски звуков при стечении ("босой мальчик" - большой мальчик). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные ("корабель" - корабль).

Грамматический строй.    

     Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 2-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребёнка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении ("я хочу нет" - я не хочу), нарушается оформление связей слов ("один колесо").

Звукопроизношение.

    Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

1. Согласные произносятся смягчённо.

2. Свистящие звуки С, З, Ц произносятся недостаточно чётко, пропускаются ("абака" - собака); заменяются: С - Ф ("фобака" - собака), З - В, Ц - Ф, С - Т, З - Д, Ц - Т ("тветок" - цветок).

3. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно чётко, пропускаются ("апка2 - шапка); заменяются: Ш - С, Ф ("сапка", "фапка". - шапка), Ж -З, В ("зук", "вук" - жук), Ч - Ц, ТЬ ("оцки", "отьки" - очки), Щ - СЬ, Ть ("сётка", "тётка" - щётка).

4. Звуки Л и Р пропускаются, заменяются звуком ЛЬ, заменяются Й ("юка" - рука).

Средняя группа (дети от четырёх до пяти лет)

Словарь.

     К четырём годам активный словарь ребёнка достигает 1900 - 2000 слов. В речи уменьшается количество сокращений, пропусков, перестановок, появляются слова, образованные по аналогии.

Грамматический строй.    

     Дети четырёх лет пользуются более усложнённой и распространённой  фразой. Речь становится более связной и последовательной.

Звукопроизношение.

    У ребёнка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению согласных звуков:

- исчезает смягчённое произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и чётко;

- исчезает замена шипящих  и свистящих звуков звуками Т и Д;

- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.

   Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно чётко; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

Старшая группа (дети от пяти до шести лет)

Словарь.

     Запас слов увеличивается до 2500 - 3000. в активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение.  В речи ребёнка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и слов. 

Грамматический строй.    

     Возрастает количество простых предложений. При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.

Звукопроизношение.

    Способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко; Р заменяется Л или Й; Л заменяется ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. 

Подготовительная группа ( дети от шести до семи лет)

Словарь.

   Запас слов увеличивается до 3000 - 3500. Несмотря на довольно  большой словарь слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарём, неточным употреблением слов, когда ребёнок вкладывает в них свой смысл. Встречаются просторечные слова и обороты.

Грамматический строй речи.

   К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. но у них встречаются ошибки  в изменении слов по падежам, например: "У меня нет перчатков".

Звукопроизношение.

   В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у ребёнка с быстрым темпом речи наблюдается нечёткость, небрежность произношения, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальной подходе при работе над звуковой культурой речи. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда. 



Категория: коррекция звукопроизношения | Добавил: LL (25.07.2012)
Просмотров: 6347 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты