Воскресенье, 24.09.2017, 04:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт

учителя - логопеда Лутовой Е.Ю. 


Каталог статей

Главная » Статьи » для родителей » постановка

Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ

     В норме становление  правильного произношения  звука ЛЬ происходит трём годам, а Л к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Именно  в старшей группе детского сада (5 – 6 лет)  произношение   звука Л считается завершённым, хотя ещё может наблюдаться замена твёрдого Л на мягкий вариант произношения. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения,  артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения  звуков Л, ЛЬ. 

 Правильная артикуляция  звуков Л, ЛЬ:

- ЛЬ - губы спокойные, зубы чуть приоткрыты, спинка языка поднята, кончик смыкается с дёснами, боковые края опущены, воздушная струя проходит по краям языка. ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Способ постановки звука "ЛЬ":

- по подражанию, обратить внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. 

-Л – губы улыбаются. Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами, боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка, голосок проснулся. Л – согласный, твёрдый, звонкий.

    Основные виды нарушений: губной (отсутствие,;двугубный сонорный звук, наподобие краткого У или В),

замены на Ы, фрикативным Г, ЛЬ, Р, йотированными звуками.

Подготовительный этап.

При отсутствии или искажении звука вырабатывают подъем кончика языка вверх; подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая [о], [у], [ы]; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
При параламбдацизме учат различать на слух [л] и его заменители, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения [л].
При замене на [j] — учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать (для этого просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы]).
При замене на [у] — ребенок должен усвоить, что губы не должны двигаться, не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз (зрительный контроль). Хорошо использовать упражнение «улыбка» — «трубочка» (для контроля за положением и движением губ).
При замене на [в] — необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам (повторить несколько раз). Можно применять механическую помощь: поднимают и опускают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
При замене на [г]- ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.

Способы постановки звука "Л":

- по подражанию;

- выдвигание распластанного языка вперед , прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка (это можно ощутить на тыльной стороне руки или обнаружить при помощи отклонения ватки, бумажной полоски, подносимой к губам то справа, то слева),
- слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук Ы 
получается звук, близкий к звуку Л, 

- положить язык на нижние резцы и пропеть звук А, затем одновременно поднимать и опускать нижнюю челюсть.

Это так называемая межзубная постановка звука Л. В дальнейшем этот звук следует упражнять в сочетании с  гласными А, О, У, Ы . Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука Л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука Л (поднять широкий кончик языка за верхние зубы). 

- При замене Л на В пальцами придерживать нижнюю губу, затормаживая движение губу.

 

   В норме становление  правильного произношения  звуков Р, РЬ  к пяти – шести годам (М.Ф. Фомичева). Именно  в старшей  группе детского сада (5 – 6 лет)  произношение   звуков Р, РЬ считается завершённым, хотя ещё может наблюдаться их замена  на звуки Л, ЛЬ.. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения,  артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения  звуков Л, ЛЬ.

 Правильная артикуляция  звуков Р, РЬ:

- РЬ - губы в улыбке или занимают положение последующего гласного. Кончик языка поднят к альвеолам и дрожит под напором сильной воздушной струи. Спинка языка приподнята. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. РЬ – согласный, мягкий, звонкий.

  - Р – кончик языка поднят к альвеолам и дрожит – это сильная струя воздуха заставляет дрожать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Голосовые связки вибрируют. Горлышко дрожит.

 Р – согласный, твёрдый, звонкий.

    Основные виды нарушений: велярное (щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом), увулярное (вибрирует маленький язычок), боковое произношение (вибрирует один из боковых краёв языка), щёчное ( щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствии чего колеблется щека), одноударное ( отсутствие вибрации кончика языка при правильном артикуляционном укладе), кучерское Р ( вибрируют сближенные губы); замены на второй вариант звука, Л, ЛЬ, йот, Г, Д и др. 

Способы постановки.

Сложность артикуляционного уклада звука р и соответствующее многообразие дефектов его произношения породили различные методические приемы исправления последних.

- При устранении недостатков произношения звука р сначала следует попытаться получить его путем подражания. В случае отсутствия или замены звука предложите ребенку вслед за вами изобразить рычание собаки (ррр), карканье вороны (каррр); шум мотора автомашины при его запуске (т-ттт-тррр).

- Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка: поднят за верхние зубы, кончик языка дрожит (вибрирует) (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас). 

Однако вызвать звук только по подражанию у детей  удается достаточно редко. 

Полная последовательность приемов постановки звука р включает упражнения на поднятие языка в форме «чашечки» с выдвиганием кончика языка кверху и на выработку вибрации кончика языка. И те и другие упражнения должны выполняться на фоне неподвижности всего артикуляционного аппарата.

- Первое время можно применить механическую помощь, поставив между зубами под язык (в поперечном положении) медицинский шпатель, можно поддерживать язык вверху кончиком шпателя. Необходимо добиваться прищелкивания, сопровождаемого четким щелкающим звуком. В дальнейшем ребенок должен научиться плотно присасывать язык к нёбу, длительно удерживая его так, чтобы он не отрывался от нёба во время движения нижней челюсти вверх и вниз (очень полезное упражнение для растягивания уздечки). Иногда при направлении сильной воздушной струи на язык во время присоса удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого трр или сочетания дзз. Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат тррр, затем озвончить его — дррр.

- Другим способом получения звука р будут звуковые упражнения типа дэ-дэ-дэ, да-да-да, ды-ды-ды.

- Проводя под языком во время длительного произнесения звука Ж (или З при верхнем подъёме языка) чистым пальцем, концом шпателя или шариковым зондом, можно получить проторный звук р с легкой вибрацией. В результате последующих упражнений звук р начинает удаваться даже только при виде подносимого ко рту шпателя и, наконец, без всякого постороннего воздействия, причем вибрация языка делается все более четкой.

- При наличии полноценного верхнего произношения звука ж удается легким нажимом на кончик языка во время длительного звучания ж получить звук р.

- При наличии полноценного произношения звука Ж. Проглаживание языком по твёрдому нёбу при правильном выдохе (сильная струя воздуха на кончик языка).

- При наличии полноценного произношения  звука з. Произносится длительно звук зззззз, затем делается короткий вдох через рот, резко поднимается и прижимается язык к альвеолам, всасывается язык "как улитку в раковину".  Звук не получится, если ребёнок не коснётся языком альвеол при вдохе. Звук ставится на вдохе.

 - В основе постановки упражнения "Болтушка" или "Индюк". Делается упражнение: широким кончиком языка выполняется скользящее движение  по твёрдому нёбу  вперёд - назад. Язык касается альвеол и слышится одноударный звук р. Зафиксировать позицию. Одноударный звук, как правило. переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

- При наличии полноценного произношения звука з. Произносить звук з в верхнем положении, кратко дотрагиваясь широким кончиком языка до альвеол, при этом выдыхать сильную струю воздуха на  кончик  на язык. Зафиксировать позицию. Одноударный звук, как правило быстро переходит в вибрант.

- При наличии полноценного произношения звука З. После многократного повторения слога ЗА (ЗЗЗЗЗЗА) ребёнок перемещает переднюю верхнюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Р в сочетании с А.

- При наличии полноценного произношения звука Ц (по Ипполитовой А.Г.) Необходимо научить ребёнка хорошо прищёлкивать и присасывать язык к нёбу. После, не отрывая язык от нёба, отодвинуть его слегка внутрь по нёбу и быстро произнести звук Ц. При правильном ротовом выдохе этот приём приводит к образованию глухого звука Р. 

Таковы разнообразные, но далеко не все пути получения первого звучания звука р. У одного наиболее быстрый эффект дает один из этих путей, у другого — другой.

Упражнения на постановку  звуков Л, ЛЬ,Р, РЬ:

-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить , чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

-"Чашечка" Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.             

-«Маляр»  Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).  

-"Лошадка" Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.

-"Грибок" Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.             

-«Пароход» Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и  подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.             

-«Барабанщик» Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.  

-«Имитация стрельбы» Длительное произношение сочетания звуков  ТР ( при длительном произношении слышится звук Р)

-«Балалайка» Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести  указательный палец правой руки  под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком  ( получается звук близкий по звучанию к Р)  

Категория: постановка | Добавил: LL (26.07.2012)
Просмотров: 13190 | Рейтинг: 4.7/9
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты