Артикуляция звука В.
Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).Зубы, губы – верхние зубы прикасаются к нижней губе, воздушная струя проходит между ними.
Постановка звука В:
1. По подражанию. Ветерок дует - ВВВВВ.
2. Взрослый держит пальцы ребёнка на своей гортани. Ребёнок чувствует дрожание гортани /работа голосовых связок/. Ребёнок, касаясь своей гортани, пытается произнести заданный звук, чтобы дрожала гортань. В момент исчезновения голоса, можно пальцами слегка "потряхивать" гортань.
3. Механическим способом.
- Произносить звук [у], указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхним резцам.
- Во время произнесения звука УУУУУУУ - прижать нижнюю губу к верхним зубам.
4.Продувание через сближенные губы - вызываем гудящий звук, близкий по звучанию с "В". Предложите ребёнку прикоснуться к губам и почувствовать их вибрацию. Можно произнести такое "губное" "В" в слогах с гласными: ВА, ВО, ВУ. После - правильная артикуляция звука.
5. От звука Ф. Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук В.
Поясните ребенку, что звук Ф произносится глухо, без голоса /голосок спит/, а при произношении звука В голосок просыпается (голосовые связки смыкаются и вибрируют). Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков Ф и В.
6. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков В и Ф отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка нужно положить на гортань логопеда). Затем спрашивает: «Как дрожат от холода? / или/ Как дует ветерок?» Ребенок отвечает: «В-в-в...»
Артикуляция звука ВЬ.
См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.
Постановка звука ВЬ:
1. По подражанию. Повтори за мной.
2. От звука В. Звук В произносим твёрдо /сердито, можно даже нахмуриться/, а ВЬ мягко /ласково, нежно/. В ходе работы мимику, как ориентир исключаем.
Артикуляция звука Ф.
Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)
Постановка звука Ф:
1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.
2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.
3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.
(Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие")
4.1.Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.
4.2. Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).
4.3. Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.
4.4. В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).
Артикуляция звука ФЬ.
См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.
Постановка звука ФЬ.
По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;
|