Важно помнить, что в
речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в
новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители,
бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.
Каковы же основные направления практического использования
чистоговорок?
1. Формирование правильного звукопроизношения,
выразительности речи. Использование
чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки,
закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим
придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В
целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции,
выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз,
выполняя при этом разные задания.
Например, при
автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая
лиса».
Виды заданий: 1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с
различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем
молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового
анализа и синтеза.
Чистоговорки
способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и
слоговому составу.
Виды заданий:
- добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я
пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим
слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал –
бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с»: Ша-ша-ша
– крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной
речи.
На материале
чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова,
согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и
небольшие рассказы.
Виды заданий:
изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу
есть много … (лис) и т.д.
отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?
Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает,
танцует детвора и т.д.
подбираем слово с заданным звуком (с опорой на
слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
отвечаем
чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла,
под столом юла и т.д.
называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и
т.д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу
лиса.
Са-са-са – кого
встретила лиса? Са-са-са – волка
встретила лиса и т.д.
|