Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки.
Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Далее включайте звонкие согласные:
бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!
ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!
ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!
фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!
цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!
чу! чо! ча! че! чи!
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
ди - ди - ди - ди - дитт!
ды - ды - ды - ды - дытт!
ву - ву - ву - ву - вуфф!
во - во - во - во - вофф!
ва - ва - ва - ва - вафф!
вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!
ви - ви - ви - ви - вифф!
вы - вы - вы - вы - выфф!
Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы "бегут" к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи.
Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:
ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ - ПРИ
И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА- …
Сочетания ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ - ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше.
При сочетании Р с шипящими - ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать.
Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:
ТАДИТА - ТАДИТЯ
ТАДИТО - ТАДИТЁ
ТАДИТУ - ТАДИТЮ
ТАДИТЭ - ТАДИТЕ
ТАДИТЫ - ТАДИТИ
ДАТИДА - ДАТИДЯ
ДАТИДО - ДАТИДЁ
ДАТИДУ - ДАТИДЮ
ДАТИДЭ - ДАТИДЕ
ДАТИДЫ - ДАТИДИ
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ
Каждое сочетание произносите по шесть раз.
Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка.
Затем тренируйте такие сочетания звуков:
РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ
МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ
Каждое сочетание - по 6 раз.
Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.
ДРДА - ДРДЯ
ДРДО - ДРДЁ
ДРДУ - ДРДЮ
ДРДЭ - ДРДЕ
ДРДЫ - ДРДИ
В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее.
По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком.
Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.
ЛБЛБАЛЬ - язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА - согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку "глотать" концы слов.
ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь.
К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.
|