Применение методов и приёмов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста.
Закон РФ «Об образовании» Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
3.Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Рядом авторов предлагается выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
К элементам медико-профилактической технологии относятся:
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Элементы входящие в физкультурно-оздоровительные технологии:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- становление физической культуры дошкольников;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – это сопровождение ребёнка, т.е. ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направлены на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Наиболее часто упоминающиеся здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это « Технология раскрепощённого развития» В. Ф. Базарного. Отличительная особенность этой технологии состоит в следующем: занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя, часть - сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Продолжительность нахождения в той или иной позе меняется по нарастающей. Если вначале дети могут стоять 3-5 минут, то со временем длительность позы увеличивается до середины занятия. Также мы внедрили в нашу работу схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаз, головы, туловища в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или на стене располагаются различные зрительные ориентиры (игрушка, фигура) и детям предлагается глазами их найти. Кроме того ориентиром может быть круг, на котором по окружности и в центре находятся различные геометрические фигуры, детям предлагается « пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху - вниз. Большое внимание уделяется коллективному пению.
А так же «Метка на стекле» (по Аветисову). Ребёнку предлагается рассмотреть круг с простым рисунком (палочки, веточки и т.д.), наклеенный на стекле, ответить на вопрос, касающийся содержания рисунка, затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит. Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Проводится такое упражнение не чаще 2 раз в неделю.
В логопедической практике для более успешного коррекционного воздействия я использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса:
1. Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. В комплекс упражнений включены растяжки (тип творческих этюдов, нормализуют мышечный тонус), дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма), глазодвигательные упражнения (улучшают восприятия объекта, коррекция зрения), телесные упражнения (снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы), упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию (снижают мышечное напряжение) и массаж (улучшает самочувствия).
2. Биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки. Для более успешного восприятия материала используется «Театр пальчиков и языка». Оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развивает координацию движений, артикуляционную, мелкую моторику.
3. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж кистей и пальцев рук может заменять общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
4. Логоритмика. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. «Рассказывание» стихов с помощью движений неизменно вызывает у детей живой интерес, способствует совершенствованию речевого акта, развитию общей, мелкой, лицевой моторики, накоплению и обогащению двигательного опыта, снижению утомляемости.
5. «Оживший» рассказ. «Рассказывание» повествовательных текстов с помощью сопровождающих движений. Развитие монологической речи. Улучшаются показатели двигательной сферы, возрастают показатели двигательной, слуховой, вербальной памяти и фонетико – фонематических процессов (собственная разработка на основе здоровьесберегающих компонентов).
6. Постановка диафрагмального речевого дыхания. При диафрагмальном дыхании происходит полная вентиляция лёгких, предотвращая застойные явления в них. Большее количество кислорода поступает к внутренним органам. Снижается риск простудных заболеваний. Кроме того, движения диафрагмы способствуют массажу внутренних органов.
Данные приёмы можно успешно использовать и в воспитательской практике.
При разработке и внедрении учитывать, что одной из задач здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха детей, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность воспитанников во время проведения НОД, позволили бы снять утомление и избежать переутомления. Важным элементом здоровьесберегающих технологий является обеспечение оптимальных гигиенических условий. Отличительная особенность этих условий или факторов заключается в том, что они регламентированы СанПиНом.
В организации и проведении НОД необходимо учитывать:
1) Обстановку и гигиенические условия в групповой комнате. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторик, иметь возможность принять позу расслабления.
2) Создание настроя на совместную работу. Коллективное, « сплачивающее» действие, в виде организационного момента, например: упражнений с элементами релаксации «Минутки доброты» и т. д.
3) Чередование видов деятельности. При использовании сказки в ходе учебного процесса, текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу.
4) Число видов учебной деятельности: норма в пределах 4 - 5 видов. Редкие смены одной деятельности приводят к монотонности, что ведёт к быстрой утомляемости, частые же требуют от детей дополнительных адаптационных усилий.
5) Возможность повторения знакомого сюжета. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
6) Наличие и выбор места для речевых методов, способствующих активизации инициативе и творческому самовыражению (коммуникативно – дискуссионная форма) самих детей.
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
8) Позы воспитанников, чередование поз.
9) Коррекционно – развивающие упражнения физической направленности
( направленность, частота, количество выполняемых упражнений зависят от состава обучающихся детей). Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
10) Наличие мотивации к учебной деятельности и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.
11) Наличие в содержательной части НОД вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
12) Психологический климат НОД.
13) Момент наступления утомления и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
14) Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!
|